Что
такое CRM и что такое OLAP?
В последнее время термины Customer Relationship Management (CRM),
Online Analytical Processing (OLAP), Data Mining, хранилище данных
прочно вошли в употребление в кругах специалистов по информационным
технологиям. Однако ввиду недостатка информации, отсутствует четкое
понимание различия между этими технологиями.
Многие не понимают, как эти технологии соотносятся друг с другом,
поэтому есть необходимость разъяснить, в чем их отличие, и как они
взаимосвязаны.
CRM является не столько технологией или продуктом, сколько идеологией
ведения бизнеса, направленной на повышение эффективности взаимодействия
с клиентами с целью предложения каждому клиенту уникального продукта
или услуги. Технологии OLAP и data mining помогают более эффективно
осуществлять взаимоотношения с клиентами, поскольку предоставляют
возможность эффективного анализа данных о клиентах. Хранилища данных
являются источником корпоративных данных о клиентах.
CRM помогает компаниям улучшить прибыльность ее контактов с клиентами,
делая эти контакты более дружественными путем учета индивидуальных
особенностей каждого клиента. Для того чтобы идеология CRM заработала,
компания должна суметь сопоставить данные о существующих и потенциальных
(а, возможно, и об ушедших) клиентах с данными о продуктах и услугах,
с тем, чтобы предложить каждому клиенту уникальный продукт, способный
удовлетворить его потребности, другими словами, грамотно строить
взаимоотношения с клиентами.
До последнего времени большинство программного обеспечения класса
CRM было направлено на организацию информации о клиентах. Такое
программное обеспечение основано на использовании базы данных, хранящей
данные о взаимодействии клиента с компаний. База данных о клиентах
предоставляет данные таким приложениям как автоматизация продаж
или автоматизация поддержки клиентов. Данный класс приложений CRM
принято называть operational CRM (оперативный CRM).
По мере развития статистических алгоритмов и их применения в коммерческой
сфере, на рынке появился особый класс инструментов - data mining,
который стал использоваться для анализа информации о клиентах с
целью поиска полезных закономерностей и прогнозирования. Использование
технологии data mining при построении взаимоотношений с клиентом
позволяет более правильно сегментировать клиентскую базу за счет
проведения более глубокого анализа свойств клиентов. Приложения
CRM, использующие технологию data mining, относятся к классу analytical
CRM.
Технология OLAP, так же как и data mining используется в приложениях
класса analytical CRM. Однако в то время как технология data mining
используется, в основном, для построения прогнозов, технология OLAP
лишь позволяет взглянуть на данные с различных сторон, в основном,
предоставляя возможность анализа агрегированных данных. Впрочем,
это нисколько не умаляет достоинств данной технологии.
OLAP и data mining гармонично дополняют друг друга. В начале процесса
анализа аналитик может использовать OLAP для того, чтобы понять
какой характер имеют данные и чтобы решить, какую технологию анализа
применить дальше. Один из способов использования технологии data
mining - это выявление важных величин и диапазонов, которые
впоследствии можно применить при разработке базы данных для приложений
OLAP.
Подводем итоги. Хорошая система CRM начинается с хорошего хранилища
данных. Аналитические возможности технологий data mining и OLAP
повышают пользу данных о клиентах, хранящихся в корпоративном хранилище
данных, позволяя компании более эффективно взаимодействовать со
своими клиенитами.
Для удобства отслеживания новых публикаций на сайте рекомендую
подписаться на рассылку или подписаться
на канал RSS.
|