Материал опубликован с разрешения компании Ralph Kimball Associates
Автор оригинала: Bill Schmarzo (все
статьи)
Перевод на русский язык: Олег Кузьменко
Оригинальный документ располагается здесь.
Развитая среда аналитических приложений должна создавать такие
условия пользователю, которые позволяют ему выйти за рамки стандартных
отчетов. Данная среда должна «зряче» направлять пользователя в ходе
анализа возникшей ситуации, в конечном счете, помогая ему принять
глубокое и обдуманное решение. Целями такого цикла развития аналитического
приложения являются:
Активное «ведение» бизнес-пользователей за рамки простой отчетности
Выявление и распознавание исключительных ситуаций (т.е. таких,
в которых показатели эффективности ведения бизнеса отклонились
от обычных значений)
Сбор и фиксация передового опыта по принятию решений для каждой
исключительной ситуации
Распределение полученного передового опыта или интеллектуального
капитала по всей организации
Мы разбиваем весь процесс на 5 отдельных этапов:
Этап 1: ПУБЛИКАЦИЯ ОТЧЕТОВ – предоставление стандартных оперативных
и управленческих отчетов о текущем состоянии бизнеса
Этап 2: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ – выявление ситуаций,
в которых показатели эффективности ведения бизнеса отклонились от
обычных значений, как в большую, так и в меньшую сторону, для того,
чтобы сосредоточить на них внимание
Этап 3: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН – на этом этапе предпринимается попытка
понять основные причины, приведшие к возникновению выявленных исключительных
ситуаций
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ – данный этап предоставляет основу
для оценки различных альтернатив возможному решению
5. ОТСЛЕЖИВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ – на данном этапе производится оценка
эффективности рекомендуемых действий, и решения передаются обратно
в оперативные системы управления и хранилище данных (на Этапе 1
отчеты создаются на основе информации в хранилище данных), таким
образом замыкая контур обратной связи.
Давайте чуть более подробно рассмотрим каждый из этих этапов для
того, чтобы понять те цели, которые ставятся на каждом из них, и
то влияние, которое они оказывает на архитектуру хранилища данных.
Этап 1: ПУБЛИКАЦИЯ ОТЧЕТОВ. Стандартные оперативные и управленческие
отчеты являются отправной точкой цикла развития аналитического приложения.
Эти отчеты отображают текущие результаты по сравнению с планом или
результатами предыдущих периодов и предоставляют собой «табель успеваемости»
бизнеса (например, «Доля рынка увеличилась на 2 пункта, но прибыль
упала на 10%»)
Требования к хранилищу данных на этом этапе направлены на улучшение
уровня представления и включают в себя возможность реализации таких
способов представления информации, как панели отображения различных
показателей (dashboards), порталы, панели презентации ключевых показателей
эффективности (scorecards). В то время как многие проекты по внедрению
хранилищ данных успешно справляются с задачей предоставления отчетов,
они не идут дальше Этапа 1: ПУБЛИКАЦИЯ ОТЧЕТОВ и провозглашают успех.
Этап 2: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ. Данный этап является
фазой анализа, на которой задаются вопросы типа «в чем дело?» или
«где у нас проблемы?». На этом этапе происходит определение случаев
отклонений от нормальных значений показателей, а также выявление
возможностей. Большинство менеджеров просят подразделения хранилищ
данных воспроизвести набор отчетов в хранилище данных, в то время
как в действительности они хотят, чтобы части отчетов, которые требуют
внимания, были помечены маркером или при помощи желтых стикеров.
Данная стадия является крайне важной: ее задача - не дать пользователям
утонуть в потоке данных и помочь им заострить внимание на тех возможностях,
которые предлагают наибольшую отдачу.
Этот этап подразумевает использование новых возможностей, например,
вещательных серверов, которые по срабатыванию определенных «триггеров»
рассылают оповещения на предпочтительные для пользователей устройства,
а также применение инструментов визуализации, которые имеют в своем
арсенале различные методы изобретательного и творческого отображения
данных, например, в виде линий трендов, географических карт или
кластеров.
Этап 3: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН. На этом этапе предпринимается попытка
понять основные причины, приведшие к возникновению выявленных исключительных
ситуаций. Ключом к разгадке является идентификация достоверных связей
и взаимодействий между переменными, которые приводят к появлению
«ненормальных» значений производственных показателей.
Задача успешной поддержки усилий пользователей на этом этапе потребует
включения в архитектуру хранилища дополнительных программных приложений,
таких, как инструменты статистического анализа и/или средства data
mining (например, поиск ассоциаций, упорядочивание, классификация
и сегментация) для получения количественной оценки причинно-следственных
связей.
Этап 4: МОДЕЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ. На этом этапе мы полагаемся
на причинно-следственные связи для построения моделей, которые будут
использованы для оценки альтернативных решений.
Возможность проводить анализ типа «что, если» и моделирование для
диапазона потенциальных решений считаются конечной целью типичного
цикла развития аналитического приложения. Мы надеемся дать успешный
ответ на такие стратегические вопросы, как, например, «что произойдет
с моей долей рынка, доходом и количеством проданных единиц продукции,
если мои цены будут отличаться больше, чем на 10% от цен моих двух
самых больших конкурентов?». Или «если я добьюсь 5%-ной точности
прогноза продаж вместо обычных 10%, как это скажется на стоимости
моих складских запасов?» На этом этапе нашей архитектуре хранилища
данных потребуется умение обслуживать дополнительные технологии
оценки моделей, включая инструменты статистического анализа и алгоритмы
data mining такие, как, например, анализ чувствительности, моделирование
по методу Монте-Карло, и методы оптимизации (целевой поиск).
Этап 5: ОТСЛЕЖИВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ. На этом этапе отслеживается результативность
решений, рекомендованных на предыдущем этапе. В идеальном случае,
мы сможем задействовать процесс обратной связи и сообщать рекомендованные
действия обратно оперативной системе управления. Следует сохранять
и анализировать данные об эффективности решений с целью проведения
постоянной подстройки процесса анализа, бизнес-правил и моделей.
Этап 5 накладывает дополнительные требования на нашу архитектуру
хранилищ данных. Нам потребуется запустить в работу эффективную
обратную связь с оперативными системами управления и хранилищем
данных. Мы также рекомендуем дополнить существующие многомерные
модели новыми элементами или создать специальные витрины для данных
управления эффективностью ведения бизнеса. Цель - регистрация и
отслеживание результатов конкретных решений для того, чтобы было
бы возможно определять то, какие решения сработали, а какие нет.
Появляются новые технологии, применимые в этой области, например,
вещательные серверы, которые не только будут доставлять оповещения,
но и вскоре позволят пользователям реагировать на них при помощи
рекомендуемого действия с того устройства, которое они предпочтут:
например, электронная почта, КПК, мобильные телефоны.
Этот совет содержит всего лишь “чайную ложку” информации о структуре
аналитического приложения. Более обширная колонка на эту тему появится
в журнале Intelligent Enterprise через несколько недель.
Если вы нашли в сети интересные ссылки на ресурсы по технологиям
хранилищ данных, OLAP, CRM или data mining, и хотите поделиться
ими с другими, присылайте их.
Я с удовольствием размещу их на этом сайте.